Лечение аденомы предстательной железы

Одним из направлений нашей работы является лечение аденомы простаты.

Доброкачественное разрастание железистой ткани предстательной железы приводит к нарушению оттока мочи из мочевого пузыря и нарушениям мочеиспускания.

Чаще всего пациенты обращаются к врачу с жалобами на затрудненное мочеиспукание, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, учащение мочеиспукания. Сам акт мочеиспускания при этом остается безболезненным.

Наиболее частыми осложнениями являются острая задержка мочеиспускания, хроническая задержка мочеиспукания, образование камней в мочевом пузыре, примесь крови в моче.

Обследование пациентов

1. Сбор жалоб, осмотр, заполнение опросника IPSS
  2. Ультразвуковое исследование предстательной железы и мочевого пузыря с определением объема остаточной мочи
  3. Пальцевое исследование простаты
  4. Анализ крови на ПСА, при необходимости - индекс здоровья простаты
  5. Урофлоуметрия

Выбор тактики лечения аденомы простаты

Пациентам с аденомой предстательной железы назначаются препараты группы альфаадреноблокаторов (уменьшают нарушения мочеиспукания), ингибиторы 5-альфаредуктазы (уменьшают железу в размерах). При ранних стадиях это дает достаточный эффект и оперативное лечение может не проводиться.

Оперативное лечение аденомы простаты показано пациентам с неэффективностью медикаментозной терапии, осложнениями аденомы предстательной железы (острая и хроническая задержка мочи), а также прогнозируемой неэффективностью лекарственной терапии в будущем.

Наше отделение специализируется на современных методах хирургического лечения аденомы предстательной железы. Показаниями к хирургическому удалению аденомы простаты являются:

• Неэффективность консервативного лечения.
  • Наличие осложнений аденомы простаты (задержка мочи, рецидивирующие инфекции мочевых путей, образование камней и дивертикулов в мочевом пузыре, расширение верхних мочевых путей и развитие почечной недостаточности).

Выбор методики хирургического лечения аденомы простаты зависит от различных факторов. Главными критериями, влияющими на выбор операции, являются размер простаты и наличие сопутствующих заболеваний.

Трансуретральная резекция предстательной железы (ТУРП)

Подавляющему большинству пациентов в большинстве случаев проводится операция "Трансретральная резекция простаты " (ТУР простаты). Суть этой операции заключается в удалении (резекции) участков увеличенной предстательной железы с помощью введенного по уретре инструмента в полость мочевого пузыря.

Рассечение ткани и коагуляция сосудов проводятся с помощью электроножа (биполярного или монополярного). Операция обычно длится около 1 часа и проводится под спинно-мозговой анестезией.

После операции в течение нескольких дней полость мочевого пузыря пренируется уретральным катетором. Выписка пациента происходи на 4-5 сутки после операции.

Преимущества биполярной ТУР

• Отсутствие ТУР-синдрома. Во время ТУРП некоторое количество ирригационной жидкости, в которой проходит операция, попадает в кровеносную систему. Растворы, которые используются при монополярной ТУРП, при попадании в кровеносное русло могут вызывать электролитные нарушения. Это может привести к развитию шока и почечной недостаточности. При биполярной ТУРП используется физиологический раствор (NaCl 0,9%), который является естественной средой нашего организма и может считаться идеальной операционной средой с точки зрения безопасности пациента.
  • При биполярной ТУРП электрический ток сконцентрирован между двумя контактами резектоскопа. Благодаря этому, исключается риск повреждений тканей, связанный с прохождением электрического тока через внутренние органы пациента от резектоскопа до нейтрального электрода, как это происходит при монополярной ТУРП.
  • Возможность проведения операций пациентам с установленными кардиостимуляторами.

Трансуретральная энуклеация простаты

Проводится с использованием биполярного электрода. Методика является логичной эволюцией ТУРП и лишена ее главного недостатка – при энуклеации можно удалять аденомы любого размера. По радикальности ТУЭП сопоставима с традиционной открытой аденомэктомией.

Суть метода заключается в «холодном» вылущивании гиперплазированной ткани в пределах хирургической капсулы предстательной железы, что позволяет коагулировать сосуды на «протяжении», тем самым снижая риск интраоперационного кровотечения.

Трансуретральная инцизия предстательной железы (ТУИП)

Трансуретральная инцизия простаты (ТУИП) — это эндоскопический малоинвазивный метод лечения аденомы простаты. Данный метод заключается в рассечении ткани простаты в зоне шейки мочевого пузыря без удаления тканей. Такая процедура позволяет улучшить отток мочи.

Выполнение ТУИП проще и сопровождается меньшим риском развития осложнений, чем ТУРП. Однако и эффективность этой методики также ниже, чем при выполнении трансуретральной резекции. Основным показанием к ТУИП является малый объем простаты – не более 30 см3.

Лазерная энуклеация аденомы предстательной железы

Лазерная энуклеация является эндоскопической операцией по удалению аденомы предстательной железы, но по радикальности напоминает традиционную открытую аденомэктомию, при которой удаляется вся ткань аденомы, препятствующая нормальному оттоку мочи. Для выполнений лазерной энуклеации простаты используются гольмиевый (HoLEP) и тулиевый (ThuLEP) лазер. Преимуществами лазерной энуклеации предстательной железы являются:

• Радикальность. Эта операция может быть выполнена при любых размерах предстательной железы.
  • Значительно ниже риск осложнений (кровотечение, эректильная дисфункция).
  • Быстрое восстановление мочеиспускания в послеоперационном периоде.

Лазерная вапоризация аденомы предстательной железы

Принцип метода заключается в вапоризации (выпаривании) аденоматозной ткани под воздействием лазерного излучения. Для проведения лазерной вапоризации также используются гольмиевый и тулиевый лазер. Данная методика является оптимальной при планировании оперативного лечения аденомы предстательной железы у пациентов, постоянно принимающих антикоагулянты.

операция по удалению аденомы простаты

Открытая и лапароскопическая аденомэктомия

Аденомэктомия (в зарубежной литературе, в основном, используется термин «простатэктомия») – это самый популярный в прошлом метод хирургического удаления аденомы простаты.

В ходе операции по удалению аденомы простаты хирург рассекает переднюю брюшную стенку, переднюю стенку мочевого пузыря (чреспузырная аденомэктомия) или капсулу простаты (позадилонная аденомэктомия) и вылущивает аденоматозные узлы.

Также возможно выполнение аденомэктомии с использованием лапароскопического доступа. К преимуществам этой методики можно отнести её радикальность – аденомэктомия может выполняться при любых размерах простаты. Однако, в настоящее время аденомэктомия выполняется всё реже. Это обусловлено её травматичностью, высоким риском развития осложнений как во время операции, так и после, а также более длительным периодом реабилитации.

Эмболизация артерий предстательной железы

Малоинвазивная рентгенохирургическая эндоваскулярная процедура, принципом метода которого является избирательная окклюзия (закупорка) артерий простаты специально введёнными микросферами (300–500 мкм).

В результате снижения кровоснабжения предстательная железа уменьшается в размерах, снижается выраженность симптомов. Операции выполняется под местной анестезией в рентгенхирургической операционной.

Операция показана возрастным пациентам, с противопоказаниями к выполнению трансуретральных операций под спинно-мозговой анестезией. Выписка пациентов после данной операции возможна уже на вторые сутки.

Эмболизация артерий предстательной железы может рассматриваться как самостоятельная методика, так и в качестве подготовки к последующей ТУРП, ведь после эмболизации значительно снижается риск кровотечения во время операции.

Школы пациентов с заболеваниями предстательной железы

Отличительной особенностью работы нашей клиники является продолжение ведения пациента после операции. Мы регулярно проводим образовательные мероприятия для пациентов и их родственников, входе которых отвечаем на вопросы пациентов и делаем бесплатное ультразвуковое исследование. Подобные встречи мы называем "Школами пациентов".

Лечение аденомы простаты проводят